ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 44RS0009-01-2024-000287-20 |
Дата поступления | 28.11.2024 |
Номер протокола об АП | 10677481240402593755 |
Судья | Мочалова Татьяна Анатольевна |
Дата рассмотрения | 13.02.2025 |
Результат рассмотрения | Оставлено без изменения |
Номер здания, название обособленного подразделения | Павинский районный суд Костромской области (с. Павино) |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Материалы переданы в производство судье | 29.11.2024 | 12:46 | 29.11.2024 | ||||||
Истребованы материалы | 02.12.2024 | 12:14 | 06.12.2024 | ||||||
Поступили истребованные материалы | 20.12.2024 | 09:20 | 24.12.2024 | ||||||
Материалы переданы в производство судье | 24.12.2024 | 12:02 | 24.12.2024 | ||||||
Судебное заседание | 31.01.2025 | 09:30 | № 2 с. Павино | Заседание отложено | Прочие основания | 24.12.2024 | |||
Судебное заседание | 13.02.2025 | 15:30 | № 2 с. Павино | Оставлено без изменения | 31.01.2025 | ||||
Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ | 14.02.2025 | 12:19 | 14.02.2025 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 14.02.2025 | 12:19 | 14.02.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | Перечень статей | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | |||
ПРИВЛЕКАЕМОЕ ЛИЦО | ООО "Негабарит-Транс" | ст.12.21.1 ч.6 КоАП РФ | |||||||
Защитник | Филин Андрей Александрович |
ЖАЛОБА № 1* | |||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Заявитель | ПРИВЛЕКАЕМОЕ ЛИЦО | ||||||||||||||||||
---=== ДВИЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
Результат обжалования | Оставлено без изменения | ||||||||||||||||||
Результат в отношении постановления | Оставлено без изменения |
УИД ___
производство ___
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
13 февраля 2025 г. с. Павино.
Судья Павинского районного суда Костромской области Мочалова Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя - директора ООО «НЕГАБАРИТ-ТРАНС» Аванесяна П.А. на постановление старшего государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ЦФО Дмитриева А.О. ___ от "__"__ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «НЕГАБАРИТ-ТРАНС» (ИНН ___, КПП ___, ОГРН ___, юридический адрес: ...),
установил:
указанным постановлением общество с ограниченной ответственностью «НЕГАБАРИТ-ТРАНС» (далее - ООО «НЕГАБАРИТ-ТРАНС») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ, и подвернуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, директор ООО «НЕГАБАРИТ-ТРАНС» Аванесян П.А. обратился в суд с жалобой, просит отменить постановление ___ от "__"__, производство по делу прекратить, считает его незаконным, необъективным, вынесенным с существенными нарушениями процессуальных норм и требований КоАП РФ.
Доводы жалобы мотивированы тем, что в постановлении отображено транспортное средство, не принадлежащее ООО «НЕГАБАРИТ-ТРАНС», не ясно каким образом транспортное средство, отображенное в постановлении, идентифицировано должностным лицом как VOLVO FH-TRUCK, г.р.з. ___, принадлежащее ООО «НЕГАБАРИТ-ТРАНС», на фотографиях постановления отчетливо видно, что государственный регистрационный знак транспортного средства отсутствует в номерной рамке – его нет вообще, либо он скрыт, что не позволяет его идентифицировать как и само транспортное средство.
В акте, прилагаемом к постановлению, № 20241019133741-1-САМ17002069 за 19.10.2024, в котором зафиксировано наличие превышения обшей массы транспортного средства и осевых нагрузок, также имеются фотоснимки аналогичные, что и в постановлении, где тоже невозможно идентифицировать государственный регистрационный знак. Снимки выполнены АПВГК в Пыщугском районе по адресу 163 км 920 м а/д Нижний Новгород – Шарья - Великий Устюг, ....
Так же, не ясно, - на основании каких правовых норм были приобщены к акту сведения с комплекса «КОРДОН», расположенного в Пыщугском районе Костромской области на 184 км, 565 м а/д Нижний Новгород – Шарья - Великий Устюг, на которых запечатлено транспортное средство с г.р.з. ___. Сбор, оценка должностным лицом дополнительных материалов, полученных помимо с АПВГК, произведен незаконно и противоречит нормам КоАП РФ, поскольку административного расследования по делу не проводилось, а под автоматическим режимом понимается работа технического средства без какого-либо воздействия на него человека.
Если идентификация транспортного средства проводилась путем сопоставления сведений, полученных с других комплексов, работающих в автоматическом режиме, то кто её проводил и каким путем и на каком основании, ведь дело об административном правонарушении не возбуждалось, административного расследования и экспертиз не проводилось.
У должностного лица отсутствовали основания для вынесения постановления в порядке ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ.
В силу того, что в формировании акта № 20241019133741-1-САМ17002069 за 19.10.2024 имело место быть вмешательство человека, а именно: размещение в нем фотоснимка с г.р.з. ___, полученного с комплекса «КОРДОН», далеко от места расположения АПВГК, данный акт с приложением, полученным с нарушением закона, не может являться допустимым доказательством.
Кроме того, транспортное средство с г.р.з. ___ находилось во владении и пользовании ООО «НегабаритСпецТранс» на основании договора аренды транспортных средств без экипажа ___ от "__"__ сроком с 14 по "__"__, тем самым в действиях ООО «НЕГАБАРИТ-ТРАНС» в действиях нет состава вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Старший государственный инспектор МТУ Ространснадзора по ЦФО Дмитриев А.О., ООО «НЕГАБАРИТ-ТРАНС», защитник ООО «НЕГАБАРИТ-ТРАНС» Филин А.А. надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, об отложении дела не просили.
Жалоба, рассмотрена в отсутствии надлежаще извещенных участников, не просивших об отложении дела.
В судебном заседании принято решение о допросе в качестве свидетеля старшего инженера ЗАО «Безопасные дороги Костромской области» Фролова А.А.
Свидетель пояснил, что с 2011 года работает в ЗАО «БДКО». Около полутора лет назад по заказу ЗАО «БДКО» по согласованию с Минтрансом РФ, для Костромской области в ООО НПО «Программируемые композиты» IТ - компания г. Кострома было разработано ПО «Интеллектуальная система идентификации транспортных средств по внешнему виду с нечитаемыми государственными регистрационными знаками». На основании данного программного обеспечения в Костромской области была внедрена интеллектуальная система по распознаванию государственных регистрационных знаков на транспортных средствах со скрытыми г.р.з., в которую входят все автоматические пункты фиксации правонарушений на дорогах области, имеющие соответствующие действующие сертификаты и свидетельства о поверке.
В законодательстве РФ отсутствует запрет на использование указанной интеллектуальной системы распознавания г.р.з. для выявления правонарушений, фиксируемых с помощью автоматических средств фиксации.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, огласив представленные участниками и истребованные по запросам суда возражения, отзывы, документы, заслушав показания свидетеля Фролова А.А., прихожу к следующим выводам.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, заслушав пояснения защитника Филина А.А., прихожу к следующим выводам.
Часть 6 статьи 12.21.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов на величину более 50 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 50 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 процентов, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 12.21.5 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закона № 257-ФЗ) пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
При этом под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, установленные Правительством Российской Федерации, или массу транспортного средства и (или) нагрузку на ось, установленные решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемым на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Закона № 257-ФЗ в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков или изменения габарита приближения автомобильной дороги, ее участков (пункт 17 статьи 3 Закона № 257-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 31 названного закона движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, в том числе при международной перевозке товаров в контейнере в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита разными видами транспорта, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, транспортных средств органов федеральной службы безопасности, транспортных средств органов внутренних дел, а также специальных транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемых для осуществления деятельности органов внутренних дел, пожарной охраны, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в целях оперативного реагирования, предупреждения чрезвычайных ситуаций и для ликвидации их последствий, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Порядок организации движения крупногабаритного транспортного средства предусмотрен Правилами движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.12.2023 № 2060 (далее по тексту - Правила), действуют с 01.03.2024.
В соответствии с пунктом 2 Правил, тяжеловесное транспортное средство - транспортное средство, нагрузка на ось которого и (или) масса которого с грузом или без груза превышают допустимую нагрузку на ось и (или) допустимую массу транспортного средства, установленные приложениями № 2 и 3 к настоящим Правилам, или массу транспортного средства и (или) нагрузку на ось, установленные решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемым на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Закона № 257-ФЗ в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков или изменения габарита приближения автомобильной дороги, ее участков.
Согласно приложению № 3 допустимая масса транспортного средства в составе 9-осного и более автопоезда составляет 44 т.
Аналогичные положения содержат и Правила перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2200.
В соответствии с частью 31 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ весовой и габаритный контроль транспортных средств осуществляется в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог. Площадки, на которых размещаются стационарные и передвижные пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, а также участки автомобильных дорог, в границах которых устанавливаются передвижные и автоматические пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, должны соответствовать требованиям к таким площадкам и участкам автомобильных дорог, установленным порядком осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств. При осуществлении весового и габаритного контроля транспортных средств соблюдение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства контролируется следующим образом: 1) осуществляются измерение массы, нагрузки на ось, расстояния между осями, габаритов и других параметров транспортного средства и их сравнение с допустимыми значениями массы, нагрузки на ось, габаритов транспортного средства, установленными для участка автомобильной дороги, в границах которого осуществляется весовой и габаритный контроль транспортных средств; 2) в случае выявления превышения установленных весовых и (или) габаритных параметров транспортного средства: а) проверяется наличие специального разрешения; б) осуществляется сравнение фактических весовых и (или) габаритных параметров транспортного средства с параметрами, указанными в специальном разрешении.
Согласно пункту 29 Приказа Минтранса Российской Федерации от 31 августа 2020 г. № 348 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств» в акт результатов измерений весовых и габаритных параметров транспортного средства в отношении весогабаритных параметров, характеристик транспортного средства и условий движения, вносятся данные, указанные в специальном разрешении на движение тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств.
Положениями ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Согласно ч. 1 ст. 26.8 КоАП РФ, под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.
Из постановления по делу об административном правонарушении и материалов дела следует, что 19.10.2024 в 13:37:41 по адресу 163 км 920 м а/д Нижний Новгород – Шарья - Великий Устюг, ..., водитель тяжеловесного транспортного средства VOLVO FH-TRUCK 6Х2, г.р.з. ___, в составе 9-осного автопоезда, собственником (владельцем) которого является ООО «НЕГАБАРИТ-ТРАНС» в нарушение приведенных выше норм, двигаясь без специального разрешения, превысил предельно допустимый показатель по массе автопоезда на 60,99 % (26,837 т), двигаясь с общей массой 70,837 т при допустимой – 44,000 т.
На запрос № 2024-10-23-15-41-02 от 23.102024, направленный в ФКУ «Росдормониторинг», о наличии специального разрешения на движение тяжеловесного транспортного средства с г.р.з. ___ за период, включающий 19.10.2024, по маршруту, проходящему через а/д Нижний Новгород-Шарья-Великий Устюг км 122,8-км 222,044 получен отрицательный ответ, специальное разрешение не выдавалось.
Собственником (владельцем) данного транспортного средства является ООО «НЕГАБАРИТ-ТРАНС».
Согласно акту № 20241019133741-1-САМ17002069 за 19.10.2024 результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства с использованием специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме, и приложением к нему, в которых приводятся все данные о системе измерений параметров автомобильных транспортных средств в движении, данные о последней проверке соответствия места установки АПВГК, пределы допускаемых погрешностей при измерении, характеристики автопоезда (марка ТС, ГРЗ, количество осей, скорость движения), наименование автомобильной дороги, её значение (региональная), максимальные разрешенные габаритные параметры и параметры общей массы ТС в зоне фиксации (в том числе нормативные, учитываемые с погрешностью, и результаты измерения параметров, явившихся основанием для вывода о превышении указанного в постановлении предельно допустимого показателя по массе автопоезда на 60,99% (26,837 т), двигаясь с общей массой 70,837 т, при разрешенной – 44,000 т.
Согласно указанному акту транспортное средство прошло пункт АПВГК со скрытым гос.рег.знаком.
Из приложения к акту усматривается, что гос.рег.знак транспортного средства был установлен комплексом «Кордон» серийный номер КВ0564, по адресу: ..., а/д Нижний-Новгород – Шарья – Великий Устюг 184 км., 565 м., в направлении с. Пыщуг, который также имеет действительное свидетельство о поверке № С-БЮ/16-05-2023/246613018, действительное до 15.05.2025, свидетельство об утверждении ТСИ, время фиксации ТС с г.р.з. ___ – 19.10.2024 13:22:07 (л.д. 50).
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения собственника – транспортного средства ООО «НЕГАБАРИТ-ТРАНС» к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Постановление ___ от "__"__ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ, было направлено МТУ Ространснадзора по ЦФО в адрес ООО «НЕГАБАРИТ-ТРАНС» и согласно отчету об отслеживании отправления получено адресатом "__"__, жалоба согласно штемпелю на почтовом конверте подана ООО «НЕГАБАРИТ-ТРАНС» "__"__, тем самым в установленный срок (л.д. 14).
Должностное лицо пришло к правильному выводу о наличии в действиях ООО «НЕГАБАРИТ-ТРАНС» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 12.21. КоАП РФ. Данный вывод основан на положениях названного Кодекса, Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, Правилах движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.12.2023 № 2060, и совокупности собранных по делу доказательств.
Правильность приведенных в акте № 20241019133741-1-САМ17002069 за 19.10.2024 измерений сомнений не вызывает, поскольку работающее в автоматическом режиме специальное техническое средство системы измерений параметров автомобильных транспортных средств в движении Unicam WIM, серийный номер САМ17002069, имеющее функции фото- и киносъемки, видеозаписи, имеет свидетельство о поверке № С-БЮ/15-08-2024/364095510 от 15.08.2024, действительное до 14.08.2025.
На момент фиксации административного правонарушения участок дороги, на котором расположен АПВГК км 163+920 автомобильной дороги общего пользования регионального назначения Нижний Новгород – Шарья - Великий Устюг км 122.8-км 222...., признан пригодным для эксплуатации - акт проверки от 26.08.2024 (л.д. 55-56).
Указанное нарушение зафиксировано работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством системы измерений параметров автомобильных транспортных средств в движении Unicam WIM, серийный номер САМ17002069, имеющим функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
Данная система предназначена для измерения полной массы контрольного транспортного средства, нагрузки, приходящейся на ось транспортного средства, нагрузки, приходящейся на ось в группе осей транспортного средства, межосевых расстояний, габаритных размеров транспортного средства (длина, широта, высота), перевозящего несыпучий груз.
Акт результатов измерений весовых и габаритных параметров транспортного средства соответствует требованиям пункта 33 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от 31.08.2020 № 348. Доказательств, свидетельствующих о том, что измерение весогабаритных параметров произведено с нарушением требований законодательства не установлено и ООО «НЕГАБАРИТ-ТРАНС» не представлено.
Оснований усомниться в правильности показаний технического средства измерения, проверки параметров и наличия специального разрешения автотранспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов, не имеется.
Вопреки доводам жалобы, при рассмотрении дела должностным лицом Ространснадзора обстоятельства, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, были выяснены в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ, а доказательства были оценены в соответствии с правилами, установленными ст. 26.11 КоАП РФ.
Также согласно предоставленным по запросу суда ЗАО «Безопасные дороги ...» сведениям (л.д. 52-54), ЗАО «БДКО» являются оператором Системы комплексной безопасности дорожного движения, включающей в себя АПВГК и комплексы фото-видео-фиксации нарушений ПДД на территории .... Для поиска и распознавания ТС с не читаемым или умышленно скрытым ГРЗ применяется интеллектуальная система идентификации ТС по внешнему виду с нечитаемыми ГРЗ, которая на основе алгоритмов искусственного интеллекта в автоматическом режиме позволяет вести сравнение и поиск ТС по фотоматериалам, поступающим со всех комплексов ФВФ и АПВГК, расположенных на дорогах ....
В отношении транспортного средства с г.р.з. ___ были выполнены следующие мероприятия по установлению ГРЗ: 1) получение материалов с нечитаемым ГРЗ (выполняется автоматически) с АПВГК км 163+920 автомобильной дороги общего пользования регионального назначения Нижний Новгород – Шарья - Великий Устюг, 2) направление запроса к попутным устройствам ФВФ (выполняется автоматически), 3) получение дополнительных фотоизображений, соответствующих параметрам запроса и направленных оператору ИС (выполняется автоматически). Так на данном этапе комплексом «Кордон-М»2 MD 0032 в 14 ч. 29 мин. "__"__ получено изображение ТС идентичное при прохождении ТС через АПВГК в 13 ч. 37 мин. "__"__ c г.р.з. ___, 4) обработка полученных данных оператором и формирование акта о превышении ТС установленных ограничений с раскрытым г.р.з. ___, 5) подпись акта усиленной квалифицированной электронной подписью, 6) направление акта в уполномоченный орган. Иных транспортных средств на территории ... за "__"__ прохождение транспортных средств с читаемым государственным регистрационным знаком О251ВУ32, кроме вышеуказанного нарушения не зафиксировано. Технических сбоев и ошибок в работе комплекса Unicam WIM, серийный номер САМ17002069, не зафиксировано в период с 01.01.2024 по 02.12.2024.
Верность идентификации транспортного средства и принадлежность транспортного средства ООО «НЕГАБАРИТ-ТРАНС» на представленных черно-белых фотографиях транспортных средств, сомнений не вызывают. Идентичность данных транспортных средств и перевозимого груза (спецтехника) при прохождении системы весогабаритного контроля и комплекса «Кордон» визуально очевидна, никаких отличий не имеется.
Нечитаемость государственных регистрационных знаков при проезде системы весогабаритного контроля при выявленном превышении весогабаритного контроля не может являться и не является основанием для освобождения от административной ответственности, а наоборот дает основание полагать об их умышленном сокрытии, и о стремлении избежать ответственности при измерении данных системой весогабаритного контроля.
Из ответов, представленных старшим государственным инспектором ТОГАНД по ... МТУ Ространснадзора по ЦФО Яковлевой И.А. на л.д. 7-8 т. 2, и.о. заместителя начальника МТУ Ространснадзора по ЦФ К.Ю. Гламазды на л.д. 5-6 т. 2, генеральным директором ЗАО «БДКО» Лозовой В.В. на л.д. 226-227 т. 1 по запросам суда на ходатайство защитника ООО «НЕГАБАРИТ-ТРАНС» Филина А.А. об истребовании доказательств на л.д. 196-197, следует, что в соответствии с условиями концессионного ЗАО «Безопасные дороги ...» (далее - ЗАО «БДКО») является оператором АПВГК автоматических пунктов весового и габаритного контроля и в силу действующего законодательства наделено полномочиями по формированию Актов результатов измерений весовых и габаритных параметров транспортного средства с использованием АПВГК и передаче их в уполномоченный контрольно-надзорный орган посредством канала связи, обеспечивающего криптографическую защиту передаваемой информации (п. 34. приказа Министерства транспорта РФ "__"__ ___ «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств».
ЗАО «БДКО» осуществляет свою деятельность в рамках длительного концессионного соглашения, заключенного между ним и администрацией ....
В соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от "__"__ ___, Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (далее – Ространснадзор) осуществляется контроль соблюдения обязательных требований к движению тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств (весовой и габаритный контроль).
Сотрудники Ространснадзора наделены полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.21.1 КоАП РФ, «Нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства», в том числе в случаях фиксации таких административных право нарушений работающими в автоматическом режиме.
Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств утвержден приказом Минтранса России от "__"__ ___ (далее - Порядок) устанавливает процедуры проведения весового и габаритного контроля (далее - весогабаритный контроль) транспортных средств, оформления результатов проведения весогабаритного контроля транспортных средств, порядок организации пунктов весогабаритного контроля транспортных средств.
В целях выявления нарушений обязательных требований весовых и (или) габаритных параметров транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения ... и привлечения виновных лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, между Ространснадзором и ЗАО «БДКО» заключено соглашение о взаимодействии.
Фиксация всех грузовых транспортных средств, осуществляющих движение по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения ... через АПВГК, в том числе и со скрытыми государственными знаками, проходит специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи работающими в автоматическом режиме.
В рамках модернизации оборудования АПВГК было разработано и установлено специальное программное обеспечение (далее - ПО), позволяющее на основе алгоритмов искусственного интеллекта в автоматизированном режиме осуществлять поиск и проводить идентификацию транспортных средств с использованием комплексов «Кордон», используемых в качестве дополнительных рубежей фиксации по пути следования нарушителя.
Название ПО «Интеллектуальная система идентификации транспортных средств по внешнему виду с нечитаемыми государственными регистрационными знаками». Разработчик ПО – ООО НПО «Программируемые композиты» IТ - компания .... Заказчик ПО - ЗАО «БДКО».
Данное программное обеспечение полностью адаптировано с программным обеспечением Ространснадзора, фото изображения, выявленного и идентифицированного ТС ПО «Интеллектуальная система идентификации транспортных средств по внешнему виду с нечитаемыми государственными регистрационными знаками» выгружаются приложением к «Акт результатов измерений весовых и габаритных параметров транспортного средства, получаемых с использованием работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи», с указанием места и времени фиксации транспортного средства.
При необходимости сотрудникам Ространснадзора предоставляются дополнительные материалы, полученные с использованием Интеллектуальной системы идентификации транспортных средств. Окончательное решение принимает ответственный сотрудник Ространснадзора, и при наличии неустранимых сомнений, руководствуясь положениями части 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ, постановление об административном правонарушении не выносится.
Фиксация грузового транспортного средства ООО «Негабарит Транс» со скрытым (нечитаемым) государственным регистрационным знаком была проведена с помощью комплекса ФВФ «Кордон», используемого в качестве дополнительного рубежа фиксации, являющимся поверенным средством измерения и внесенным в Государственный реестр средств измерений в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».
Таким образом, фиксация административных правонарушений по ст. 12.21.1 КоАП РФ осуществляется техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, какие-либо нарушения процедуры привлечения виновного лица к административно ответственности в рассматриваемом случае ООО «НЕГАБАРИТ-ТРАНС» полностью исключены.
Действующее законодательство Российской Федерации не содержит требований о необходимости проведения в отношении программного обеспечения, в том числе разработанного на основе технологий искусственного интеллекта процедур поверки, лицензирования или сертификации, а также не предусматривает необходимости осуществления каких-либо технических экспертиз и прочих процедур.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению.
В случае с привлечением к ответственности ООО «НЕГАБАРИТ-ТРАНС» доказательная база, подтверждающая факт совершения правонарушения по ст. 12.21.1 КоАП РФ, была оценена как достаточная и достоверная с принятием последующего процессуального решения в виде вынесения соответствующего постановления.
В целях формированная единообразной судебной практики сообщаем, что аналогичные системы идентификации успешно применяются при выявлении административных правонарушений в соответствии со ст. 12.21.1 КоАП РФ в Ярославской, Амурской и Воронежской областях.
Действующим законодательством РФ требования к системам идентификации транспортных средств либо запреты на ее эксплуатацию не установлены.
Согласно сведениям ФКУ «Росдормониторинг» на л.д. 69-81, ООО «НЕГАБАРИТ-ТРАНС» выданы специальные разрешения:
- № IR 2727274 от "__"__, неограниченное количество поездок в период с "__"__, по "__"__, ___ - седельный тягач VOLVO FH-TRUCK, г.р.з. ___, максимальная скорость ___ км/ч, длина автопоезда – 24,99 м, высота – 4,49 м., ширина – 2,99 м, в параметры перевозки входят а/...Р-10, Р-243, ...;
- № IR 2735157 от "__"__, неограниченное количество поездок в период с "__"__, по "__"__, ___ - седельный тягач VOLVO FH-TRUCK, г.р.з. ___, максимальная скорость ___ км/ч, длина автопоезда – 24,99 м, высота – 4,49 м., ширина – 3,49 м, в параметры перевозки входят а/...Р-10, Р-243, ...
Данные спецразрашения выданы на движение крупногабаритного транспортного средства, а не тяжеловесного. Габариты автопоезда, указанные в спецразрешении, не превышены. Превышен допустимый показатель по массе автопоезда. Таким образом, специального разрешения 19.10.2024 на движение 19.10.2024 по а/д Нижний Новгород – Шарья - Великий Устюг, ..., тяжеловесного транспортного средства VOLVO FH-TRUCK 6Х2, г.р.з. ___, у ООО «НЕГАБАРИТ-ТРАНС» не имелось. Должностным лицом при вынесении постановления сделан правильный вывод.
Тем самым, ООО «НЕГАБАРИТ-ТРАНС», являясь собственником тяжеловесного транспортного средства VOLVO FH-TRUCK, г.р.з. О251В 32, допустил проезд тяжеловесного ТС "__"__ в 13:37:41 по адресу 163 км 920 м а/д Нижний Новгород – Шарья - Великий Устюг, ..., с превышением допустимой массы автопоезда, без специального разрешения (двигаясь с общей массой 70,837 т при допустимой 44, 000 т).
При оценке довода заявителя о необоснованности привлечения собственника к административной ответственности с указанием на то, что в момент, относящийся к событию административного правонарушения, транспортное средство на основании договора аренды находилось во временном владении и пользовании иного лица, прихожу к следующему выводу.
Так, в силу частей 1 и 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
При этом примечанием к статье 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что положение части 3 этой статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 названного Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
В случае несогласия с вынесенным в отношении собственника (владельца) транспортного средства постановлением о назначении административного наказания за правонарушение, выявленное и зафиксированное работающими в автоматическом режиме техническими средствами, при реализации своего права на обжалование данного постановления он освобождается от административной ответственности при условии, что в ходе рассмотрения жалобы будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц (ч. 2 ст. 2.6.1, примечание к статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При этом собственник обязан представить доказательства своей невиновности.
Доказательствами, подтверждающими факт нахождения транспортного средства во владении (пользовании) другого лица, могут, в частности, являться полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в котором имеется запись о допуске к управлению данным транспортным средством другого лица, договор аренды или лизинга транспортного средства, показания свидетелей и (или) лица, непосредственно управлявшего транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения. Указанные, а также иные доказательства исследуются и оцениваются по правилам статьи 26.11 названного кодекса.
Соответствующие разъяснения изложены в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от "__"__ ___ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
В подтверждение довода о том, что ООО «НЕГАБАРИТ-ТРАНС» не является субъектом вмененного административного правонарушения, так как в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось в пользовании иного лица в материалы дела представлены:
- договор аренды транспортного средства без экипажа ___ от "__"__ с актами приема-передачи от "__"__ и "__"__ транспортного средства - VOLVO FH-TRUCK, г.р.з. ___, полуприцеп: KASSBOHRER LOWBED, г.р.з. ___, заключенного между ООО «НЕГАБАРИТ-ТРАНС» и ООО «НегабаритСпецТранс», согласно которому срок аренды составил с "__"__ по "__"__ (л.д. 15-20, 85-87, 110-113);
- счет на оплату ___ от "__"__ стоимости аренды ТС по договору от "__"__ ___ (л.д. 93 оборот, 108);
- страховой полис ХХХ 0371277539 от "__"__, согласно которому собственник и страхователь ООО «НЕГАБАРИТ-ТРАНС» застраховал ТС VOLVO FH-TRUCK, г.р.з. ___, которое используется без прицепа, цель использование – прочее, лица, допущенные к управлению ТС – неограниченное количество (л.д. 92 оборот, 104);
- договор - заявка ___ от "__"__, транспортная накладная от "__"__, согласно которым перевозчик - ООО «НегабаритСпецТранс», груз – часть боковой рамы гусеничной тележки, транспортное средство - VOLVO, г.р.з. О251ВУ32, п/п: KASSBOHRER, г.р.з. АН825532, водитель: ФИО9 и схема маршрута движения (л.д. 88 оборот, 114 -116);
- личная карточка работника ФИО9, предоставленная ООО «НегабаритСпецТранс», дата составления "__"__, принят на работу "__"__ на должность водителя, в которой отсутствуют сведения о дате и номере трудового договора, а также личные подписи работника, работника кадровой службы (л.д. 89-90, 117-118);
- платежное поручение ___ от "__"__ об оплате ООО «НЕГАБАРИТ-ТРАНС» штрафа по постановлению ___ от "__"__ в размере 50% от назначенного, в сумме 200 000 руб. (л.д. 47 оборот, 50 оборот, 93, 105).
Представленные документы доказательствами, с достоверностью свидетельствующими о выбытии транспортного средства из собственности (владения) ООО «НЕГАБАРИТ-ТРАНС» и о владении иным лицом не являются.
При этом договор аренды транспортного средства не является исключительным доказательством невозможности пользования транспортным средством самим собственником. Договор аренды не прекращает право собственности и не исключает права собственника пользования принадлежащим ему транспортным средством.
Условия представленного договора аренды не содержат запрета на пользование транспортным средством в срок аренды его собственником - ООО «НЕГАБАРИТ-ТРАНС».
Согласно выписки из ЕГРЮЛ в отношении ООО «НЕГАБАРИТ-ТРАНС» (л.д. 21-27) основным видом деятельности общества является – деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам (код 49.4), дополнительные виде деятельности не относятся к аренде и лизингу. Доказательств, подтверждающих возможность осуществления согласно «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст) вида деятельности - аренда и лизинг грузовых транспортных средств (код -77.12) - суду не представлено.
Кроме этого, в силу положений п. п. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Однако, суду не представлено документов, подтверждающих уплату ООО «НЕГАБАРИТ-ТРАНС» налогов за доход, полученный от аренды транспортного средства VOLVO FH-TRUCK с государственным регистрационным знаком ___.
Доводы заявителя, представленные им документы, как каждый в отдельности, так и в их совокупности, не могут являться доказательствами, бесспорно подтверждающими нахождение транспортного средства в момент совершения административного правонарушения в аренде у ООО «НегабаритСпецТранс» и выбытии из собственности (владения) ООО «НЕГАБАРИТ-ТРАНС», а напротив, дают основание полагать, что представленные заявителем документы составлены с целью избежать ответственности за совершенное правонарушение.
Согласно предоставленным данным ООО «РТИТС» (л.д. 37-46) собственником ТС с г.р.з. ___ является ООО «НЕГАБАРИТ-ТРАНС», основание владения – договор лизинга ___-ФЛ/ПТЗ-20 от "__"__, свидетельства о регистрации ___ от "__"__. Расчетная запись в Системе взимания платы «Платон» открыта на ООО «НЕГАБАРИТ-ТРАНС». Бортовое устройство на транспортное средство г.р.з. О251ВУ32 выдано "__"__, дата возврата бортового устройства отсутствует. Пополнение расчетной записи осуществляется ООО «НЕГАБАРИТ-ТРАНС».
По условиям договора безвозмездного пользования бортовым устройством, заключенного между ООО «НЕГАБАРИТ-ТРАНС» и ООО «РТИТС», пользователь бортовым устройством принял на себя обязательства не заключать какие-либо договоры и не вступать в сделки, следствием которых является или может являться какое-либо обременение или отчуждение бортового устройства; также пользователь обязан не передавать бортовое устройство третьим лицам; в случае отчуждения транспортного средства либо передачи прав владения и/или пользования транспортным средством был обязан возвратить бортовое устройство в течение 3 рабочих дней с даты перехода права собственности, прав владения и/или пользования данным транспортным средством к третьему лицу (п. 2.3.5., 2.3.6., "__"__.).
В силу п. 65 Правил взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 № 504, при изменении данных о транспортном средстве и (или) о собственнике (владельце) транспортного средства, не доступных к редактированию посредством личного кабинета, собственник (владелец) транспортного средства обращается в центр информационной поддержки пользователей и представляет оператору оригиналы и заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих изменения.
Доказательств информирования оператора системы взимания платы о передаче автомобиля с бортовым устройством в пользование ООО «НегабаритСпецТранс» со стороны ООО «НЕГАБАРИТ-ТРАНС» не представлено, ООО «РТИТС» о передаче автомобиля во владение третьего лица не известно, бортовое устройство собственнику не возвращалось.
Данный факт также свидетельствует о том, что вышеуказанное транспортное средство из владения и контроля ООО «НЕГАБАРИТ-ТРАНС» не выбывало.
Наряду с этим, ООО «НЕГАБАРИТ-ТРАНС» до истечения срока давности привлечения к административной ответственности не воспользовался предусмотренной п. 5 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ возможностью обратиться в административный орган с заявлением о нахождении транспортного средства во владении и пользовании иного лица для его привлечения к административной ответственности.
Таким образом, ООО «НЕГАБАРИТ-ТРАНС» как собственник транспортного средства обязан был соблюдать требования по перевозке автомобильным транспортом тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования и не допускать перевозку тяжеловесного груза с превышением допустимого показателя по массе транспортного средства, однако им не были предприняты все зависящие от него меры.
В настоящем деле постановление должностного лица обоснованно вынесено без составления протокола об административном правонарушении.
Такой порядок предусмотрен положениями ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, согласно которой в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенных с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, либо в случае подтверждения в соответствии с ч. 2 ст. 2.6.1 настоящего Кодекса содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 29.10 настоящего Кодекса.
В силу разъяснений, изложенных в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», под автоматическим режимом следует понимать работу соответствующего технического средства без какого-либо непосредственного воздействия на него человека, когда такое средство размещено в установленном порядке в стационарном положении либо на движущемся по утвержденному маршруту транспортном средстве, осуществляет фиксацию в зоне своего обзора всех административных правонарушений, для выявления которых оно предназначено, независимо от усмотрения того или иного лица.
С учетом того, что событие административного правонарушения характеризуется в том числе местом и временем его совершения, материалы, формируемые техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, должны содержать указанную информацию.
Также разъяснено, что если правонарушение в области дорожного движения было зафиксировано с помощью технических средств, которые не работали в автоматическом режиме, либо с использованием других технических средств (например, телефона, видеокамеры, видеорегистратора), то в данном случае особый порядок привлечения к административной ответственности не применяется, а должностным лицом согласно ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ выносится постановление по делу об административном правонарушении, либо составляется протокол об административном правонарушении в отношении водителя транспортного средства на основании ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ, либо выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в порядке, предусмотренном ст. 28.7 КоАП РФ. Полученные с использованием названных технических средств материалы фото- и киносъемки, видеозаписи при составлении протокола об административном правонарушении могут быть приобщены к материалам дела в качестве доказательств совершения административного правонарушения, подлежащих оценке по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В силу изложенного должностным лицом МТУ Ространснадзора по ЦФО сделан обоснованный вывод о наличии у ООО «НЕГАБАРИТ-ТРАНС» возможности для соблюдения требований законодательства в области дорожного движения в целях недопущения совершения нарушения правил движения тяжеловесных транспортных средств, в связи с чем, оно в соответствии с положениями части 2 статьи 2.2 Кодекса обоснованно привлечено к административной ответственности по настоящему делу.
Постановление о назначении административного наказания вынесено уполномоченным должностным лицом в установленном порядке, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел, административное наказание назначено в соответствии с санкцией статьи.
Должностными лицами МТУ Ространснадзора по ЦФО при рассмотрении дела обоснованно не установлено оснований для признания правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ.
Не установлено таких оснований и при рассмотрении настоящей жалобы, поскольку нарушение правил движения тяжеловесного/крупногабаритного транспорта представляет особую опасность для пользователей автомобильных дорог и оказывает наиболее негативное воздействие на сохранность дорожного полотна, которое в свою очередь может привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей как участников дорожного движения.
По этой же причине отсутствуют основания для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного наказания предупреждением.
Оснований для снижения размера штрафа при рассмотрении дела не установлено. Согласно платежного поручения ___ на л.д. 107 ООО «НЕГАБАРИТ-ТРАНС» воспользовалось правом на уплату административного штрафа в размере 50% в установленный законом льготный период.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
решил:
постановление старшего государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ЦФО Дмитриева А.О. ___ от "__"__ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ, в отношении ООО «НЕГАБАРИТ-ТРАНС» оставить без изменения, жалобу законного представителя – директора ООО «НЕГАБАРИТ-ТРАНС» Аванесяна П.А.- без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Павинский районный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья Мочалова Т.А.
